Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Серяжская средняя школа»
Памятка для родителей
«Кризисная ситуация в жизни ребёнка: как пережить её вместе»
Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного - это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей.
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться со взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, трудной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации,
которые могут быть восприняты как трудные для подростка:
Признаки того,
что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:
-нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
-злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;
-сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
-разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
-нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней;
-частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
-несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
-увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;
-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
-погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;
-отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети,
для которых характерны следующие черты характера:
-импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
-перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
-агрессивное поведение, раздражительность;
-неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
-нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
-самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
-тревожность и подавленность, частое плохое настроение.
Что делать, если Ваш ребёнок переживает трудную ситуацию:
-Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
-Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
-Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
-Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
-Не бойтесь при необходимости обратиться за консультацией к специалисту.
И помните:
ПРИТЧА “ЧЕТЫРЕ СВЕЧИ”
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
“Я СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ни чего другого, как погаснуть!” И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
“Я ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше”. Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
“Я ЛЮБОВЬ. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких”. Долго не дожидаясь, и эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
“Что вы делаете!? Вы должны гореть – я боюсь темноты!”
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча сказала:
“Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи:
Я - НАДЕЖДА”.
Уважаемые родители, оставайтесь для своих детей опорой и поддержкой, чтобы они в любой ситуации были уверены, что их поймут, им помогут и не оставят их наедине со своими трудностями.
свернуть