Родительский университет

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогу социальному важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Занятия «Родительского университета» проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

План мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет»

развернуть

Цель

развернуть

– повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

свернуть

Основные задачи:

развернуть
  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
свернуть

Направления работы “Родительского университета”:

развернуть
  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • размещение информации на сайте учреждения образования;
  • создание в популярных социальных сетях Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности «Родительского университета» (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий «Родительского университета»;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
  • правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
  • психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
  • гражданское: о путях развития образования, школы.
  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность «Родительского университета» строится:

  • на оценке родителями собственного жизненного опыта;
  • на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
  • на стабильном общении детей и их родителей;
  • на формировании атмосферы поиска новых знаний;
  • на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
  • на развитии творческих способностей членов семьи;
  • на умении видеть результаты развития детей;
  • на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа «Родительского университета» организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования.

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования.

 

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках «Родительского университета» позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагога социального и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

свернуть

Формы проведения занятий:

развернуть
  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-lineконсультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы «Родительского университета»:

  • формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
  • повышение интереса родителей к самообразованию;
  • удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах;
  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
  • охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия «Родительского университета» проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

свернуть

Тематический план мероприятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет»

развернуть

Класс

Тема

Ответственный

Месяц

Примечания

І ступень – «Мой ребёнок – младший школьник», для родителей I-IV классов

1

Адаптация учащихся в 1-м классе

Классный руководитель,

педагог социальный

сентябрь

Рекомендации

1

Режим дня школьника

Классный руководитель

 

ноябрь

Создание памяток

1

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

Классный руководитель

февраль

Методическая разработка

1

Положительные эмоции в жизни школьника

Классный руководитель,

педагог социальный

апрель

Презентация

2

Как родители могут помочь ребенку учиться

Классный руководитель

октябрь

Создание памятки

2

Главные правила здорового образа жизни

Классный руководитель

декабрь

Презентация

2

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка

Классный руководитель,

педагог социальный

март

Методическая разработка

2

Трудовое воспитание детей в семье

Классный руководитель

май

Памятка-рекомендация

3

Значение школьной отметки в жизни ребенка

Классный руководитель

сентябрь

Методическая разработка с презентацией

3

Физиологические и психологические особенности третьеклассников

Классный руководитель, педагог социальный

ноябрь

Методическая разработка

3

Здоровая семья – здоровый ребёнок

Классный руководитель

февраль

Создание буклета

3

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

Классный руководитель

май

Методическая разработка

4

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Классный руководитель, педагог социальный

сентябрь

Методическая разработка

4

Как научить своего ребенка жить в мире людей

Классный руководитель, педагог социальный

ноябрь

Рекомендации

4

Ребенок и компьютер

Классный руководитель, педагог социальный

март

Презентация

4

Книги в жизни школьника

Классный руководитель.

май

Методическая разработка

ІI ступень – «Мой ребёнок – подросток», для родителей V-IX классов

5

Адаптация ребёнка в новом коллективе

Классный руководитель, педагог социальный

сентябрь

Рекомендации

5

Ребёнок среди сверстников

Классный руководитель, педагог социальный

декабрь

Методическая разработка

5

Ваш ребёнок вырос

Классный руководитель

февраль

Методическая разработка

5

Меры наказания и поощрения в современной семье

Классный руководитель, педагог социальный

апрель

Памятка-рекомендация

6

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и

культурные ценности семьи

Классный руководитель

сентябрь

Методическая разработка

6

Профилактика проблемного поведения подростков

Классный руководитель, педагог социальный

декабрь

Методическая разработка

6

Безопасность подростков в сети Интернет

Классный руководитель, педагог социальный

март

Рекомендации

6

Организация летнего отдыха подростков

Классный руководитель

май

Памятка-рекомендация

7

Психологические и физиологические особенности семиклассников

Классный руководитель, педагог социальный

октябрь

Методическая разработка

7

Профилактика правонарушений подростков

Классный руководитель, педагог социальный

ноябрь

Буклет

7

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Классный руководитель, педагог социальный

январь

Методическая разработка

7

Как повысить учебную мотивацию подростков

Классный руководитель

апрель

Памятка, презентация

9

Портрет современного подростка

Классный руководитель

октябрь

Презентация

9

Агрессия, её причины и последствия

Классный руководитель

декабрь

Методическая разработка

9

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как противостоять

 

Классный руководитель

февраль

Памятки

9

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию

 

Классный руководитель

апрель

Рекомендации

свернуть

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

развернуть

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

классный руководитель,

педагог социальный                  

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель,

педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог социальный

классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог социальный,

классный руководитель                 

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог социальный,

классный руководитель

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог социальный,

классный руководитель

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель

педагог социальный

 

 

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе                                                                                  Е.В.Ануфреенко

 

 

свернуть
поделиться в: